Изначально хештег — это просто способ организации контента в сети. Его история – типичная история мема. Хештег не внедряли сверху, он появился внутри гиковской культуры. «Мемепедия» рассказывает, как появились и развивались хештеги, и к чему привело их регулярное использование в соцсетях.
Как пишут в справке о хештегах на Know Your Meme, значок решетки изначально появился в IRC — для оглавления чатов, в твиттере впервые «сделал это» Крис Мессина, потом веб-антрополог Стоу Бойд придумал само название – хештег (англ.
hashtag, от hash — решётка + tag — метка).Поначалу использование хештегов было достаточно ограниченным явлением. Под хештегами чатились гики, продвинутые мамочки, и только потом хештег — по предложению Мессины — официально внедрил твиттер, а за ним и почти все соцсети.
#Песнипротеста
Идея использовать хештеги для привлечения внимания общественности к конкретным событиям появилась почти одновременно с самим хештегом. Интернет-активист Нейт Риттер ставил хештег #sandiegofire в свои сообщения о лесных пожаров. Получилось что-то вроде фильма-катастрофы и реалити-шоу в коротких сообщениях.
Таким образом Риттер привлек внимание медиа к плачевному положению пострадавших, а заодно – и к самим хештегам как способу привлечения внимания к любой проблеме. По сути это была первая хештег-компания (если по-научному), или флешмоб, как их принято называть в России.
Потом случилась «Арабская весна». Хештег, как когда-то большевистские газеты, стал не просто «коллективным пропагандистом и агитатором», но также и коллективным организатором: под хештегами повстанцы сообщали друг другу, куда бежать и что делать.
Наблюдатели заметили, что под хештегами #Tahrir и #libya твитит весь мир, а не только жители тех стран, в которых происходили революции и уличные протесты. «Слактивисты», или, если по-русски, диванные активисты, наслаждались причастностью к событию – репостили агитки и информацию с инструкциями. Слабо себе представляя те обстоятельства, в которых инструкции будут выполнятся.
#Сторителлингрулит
Хештег-кампания — это не просто набор постов. Развертывание во времени и четкое «начало, середина и конец» дают им форму повествования, — утверждает исследовательница феминистских хештегов Розмари Кларк.
Многие из таких кампаний содержат личные истории. Таким образом создается одна большая коллективная история. Обмен личными историями — это особенно эффективный способ донести идею акции, — утверждает коллега Кларк по университету Пенсильвании Гобин Ян. Также важен сам хештег. Самые эффективные состоят из нескольких слов.
В российской практике хештег-активизм — не такое уж редкое явление. Например, свежий флешмоб #ЯБудуПетьСвоюМузыку.
Читайте также
#ФеминисткиВперед!
Наверное, самые заметные хештеги сейчас — феминистские. Достаточно вспомнить нашумевший «Небоюсьсказать». Для нашей страны множество женских страшных историй, большинство из которых были опубликованы в фейсбуке, стали потрясением. При этом рядовые пользователи и журналисты восприняли «флешмоб» как нечто спонтанное, изобретенное русскими (ну хорошо, украинскими) пользовательницами соцсетей.
Когда начался «NotOK», «Медуза» написала о нем под заголовком «Дональд Трамп спровоцировал американскую версию акции «Янебоюсьсказать»». Между тем, история феминистскх хештегов насчитывает более десятка лет. #Янебоюсьсказать не был опознан как феминистский. Просто наша публика варится в собственном соку.
В большинстве случаев феминистки не ограничиваются хештегами, дополняя свои акции мероприятиями онлайн. Или наоборот, главным в движении становится уличное мероприятие, как это было с #SlutWalk -«парадом шлюх». Начиная с 2011 года женщины выходят на улицы, «одетые как шлюхи». Они протестуют против того, что изнасилованных обвиняют в том, что они «сами спровоцировали» преступников своей одеждой.
В акции #FreeTheNipple доминирующим типом постов также были фото с уличных акций.
#Какчужуюмашину
Некоторые хештеги «работают» месяцами или даже годами, как #MeToo или тот же #SlutWalk. В то же время некоторым хватает несколько дней на то, чтобы захватить мир (страну или сегмент отдельной соцсети) и умереть. С почетом или без. Один из вариантов бесславной смерти — быть заспамленым посторонними сообщениями. А иногда хештеги угоняют.
Достаточно злостными захватчиками являются коммерческие агенты. Например, хештег #меняневзяли, в котором люди рассказывали о том, как провалили собеседования, облюбовали распространители косметики. Видимо, решили, что люди, которым отказали в приеме на работу, бросят все и пойдут торговать помадой.
Иногда угон хештега носит саркастический характер, как это было с #myNYPD. Пиарщики придумали его, чтобы создавать позитивный образ полиции, а получили море рассказов о полицейском произволе.
«Социальные» или вирусные, родившиеся естественным путем хештеги, страдают от «хайджекинга» не реже тех, что созданы пиарщиками. Например, так получилось с хештегом #Этонеповодубить. Зимой 2018 года случилось страшное убийство — молодой человек убил свою подругу Татьяну Страхову.
Многие пользователи соцсетей тогда стали писать, что она сама спровоцировала ревность бойфренда. Мол, посмотрите только на ее фотографии в инстаграме. В ответ девушки стали постить в твиттере и инстаграме свои «провоцирующие» фотографии. Получился короткий, но заметный флешмоб.
Однако затем под хештег пришли хейтеры и стали обвинять уже самих девушек. Исследование, проведенное автором этой статьи, выявило беспрецедентное количество мата. Разнообразием лексики отличились обе стороны.
Пролайфисты (противники абортов) тоже неоднократно были замечены в попытках угона хештегов. В частности, они засветились в одной из самых известных протестных хештег-кампаний #BlackLivesMatter и под тем же #Этонеповодубить.
Битва при хештеге
Исследование кейса с битвой хештегов восстанавливает одну из таких историй. Хештег #Bringbackourcountry был изначально пародийным. Он был запущен сторонницей консерваторов Энн Култер. Пост Култер, где она сфотографирована с хештегом, написанным от руки, высмеивал хештег, запущенный Мишель Обамой, — #Bringbackourgirls.
Однако не тут-то было. Оригинальный твит Култер начали фотожабить. Дальше, день за днем ситуация менялась. Под хештегом доминировали сообщения противников Култер, потом тех, кто решил ее поддержать, потом снова противников… Пока всем не надоело.
Такова жизнь. Хештеги — они как воздух. Принадлежат всем и никому.
#Онижефлешмобы
Когда множество людей под одним и тем же хештегом вдруг начинают постить фоточки из девяностых, в России это чаще называть флешмобами. Однако не всякий хештег ведет к флешмобу. И не всякий флешмоб в сети случается благодаря хештегу.
И только отдельные единицы флешмобов-хештегов становятся мемами. В мем хештег превращается в тот момент, когда его начинают использовать не по назначению. Например, иронически. «Янебоюсьсказать что мне все еще нравятся Мураками и Коэльо».
Мода выводить на принтере хештеги и фотографироваться с ними — это попытка искусственным путем превратить хештег в мем. Случаи, когда это кому-то удалось, науке неизвестна. Однако сама эта практика некоторое время побыла хайпом.
Все реже видим хайповые хештеги. Все чаще – коммерческие. Или хештеги, которые создают боты и посещают тоже только боты.
Или хештеги ради хештегов.
Похоже, в данный момент на наших глазах происходит кризис перепроизводства хештегов.
Хештеги родились как мем. И конец им грозит такой же, как и всяким когда-то популярным мемам.
Вас тошнит от хэштегов под постами?
Свежие комментарии